Начисление страховых взносов при реорганизации

Добрый вечер!Прошу помочь разобраться с вопросом:
1. Какой порядок перевода персонала при присоединении одной компании к другой? Увольнение или перевод?
2.Учитывается ли в целях начисления страховых взносов в новой компании сумма ЗП, начисленная сотруднику ранее в присоединяемой компании?
3. Нужно ли переносить историю начисления ЗП сотруднику за текущий год в новую компанию?

Надежда

Наш ответ

1) При реорганизации компании в форме слияния или присоединения сохраняет силу трудовой договор (ст. 56 ТК РФ) с обусловленной трудовой функцией (работой по определенной специальности, квалификации или должности) (ст. 15 ТК РФ). При этом трудовые отношения с работниками:

— продолжаются с их согласия в новой (реорганизованной) компании (ч. 5 ст. 75 ТК РФ);

— прекращаются, если работники не согласны продолжать трудовую деятельность в новой, с их точки зрения, организации (в том числе с новым директором и главбухом). В рассматриваемом случае считается, что трудовой договор прекращается по инициативе работника, но по специальному основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией) (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 24-О-О). При этом от сторон трудового договора не требуется предварительного уведомления (извещения) второй стороны о принятом решении, получения ее согласия и т.п. Не предусмотрена в связи с увольнением по данному основанию и выплата выходных пособий, поскольку работник принял решение расторгнуть трудовой договор по собственному желанию.

Если сотрудники согласны продолжать работать в новой компании просто заключите

В ситуации, когда работник не отказывается от продолжения работы может потребоваться оформить ряд документов. Например, если при реорганизации изменились сведения о работодателе (в том числе его наименование), это необходимо отразить, в частности:

— в трудовых договорах с работниками, поскольку сведения о работодателе относятся к числу обязательных, что следует из абз. 1 — 4 ч. 1 ст. 57 ТК РФ. Сделать это можно, например, путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам.

— в трудовых книжках работников. Такой вывод содержится в письме Роструда от 05.09.2006 N 1553-6. Полагаем, что порядок внесения в трудовую книжку записи о реорганизации может быть аналогичен порядку внесения записи о переименовании работодателя, предусмотренному в п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69. В данном случае в графе 4 трудовой книжки можно указать, например, реквизиты приказа о реорганизации.

Кроме того, работодатель обязан произвести соответствующие записи в личной карточке.

2) Организация-правопреемник при определении базы по страховым взносам не вправе учитывать выплаты работникам за текущий год у предыдущего работодателя (Письмо Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 N 1375-19). Вывод ведомства основывался на том, что:

При реорганизации создается новая компания (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Расчетный период для определения предельной базы по страховым взносам для нее — это период со дня создания и до окончания календарного года (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФФОМС», далее — Закон N 212-ФЗ). Закон N 212-ФЗ не предусматривает правопреемства в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов. Поэтому правопреемник не вправе включать в базу по страховым взносам суммы, начисленные на зарплату сотрудников реорганизованной организации до момента реорганизации.

Однако с 01.01.2017 года страховые взносы администрируют налоговые органы, и норма изменилась.

Но даже изменение нормы не повлияло на мнение контролирующих органов. В Письме Минфина России от 20.06.2017 N 03-15-06/38248) {КонсультантПлюс} говориться, база для начисления страховых взносов не передается правопреемнику согласно процедуре, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Кроме того, такая передача не предусмотрена и положениями Налогового кодекса РФ.

Следовательно, организация-правопреемник определяет расчетный период как время со дня ее создания до окончания соответствующего календарного года. В базу для начисления страховых взносов включаются вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц начиная со дня государственной регистрации правопреемника. При этом правопреемник не вправе учитывать вознаграждения, начисленные физическим лицам правопредшественником.

Есть судебная практика, которая противоречит мнению контролирующих органов. Суды говорят, что правопреемник обязан начислять страховые взносы на зарплату сотрудников, которые трудились в реорганизованной компании до момента реорганизации. Реорганизация не является основанием для прекращения трудовых отношений с сотрудниками. А раз трудовые отношения не закончились, правопреемник продолжает начислять страховые взносы (Постановления Арбитражного суда Московского от 29.08.2014 N Ф05-9421/2014, Центрального от 09.10.2014 N А64-234/2014, ФАС Северо-Западного от 31.05.2012 N А42-6683/2011, Поволжского от 29.05.2012 N А65-19100/2011, Дальневосточного от 17.07.2014 N Ф03-2453/2014, от 23.05.2012 N Ф03-1596/2012 и от 01.03.2012 N Ф03-560/2012 округов).

Учитывая изложенное, во избежание рисков рекомендуем обратится в ИНФС по месту учета с данным запросом.

3) В соответствии со ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляется соответствующими правоустанавливающими документами, такими как передаточный акт (при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования) или разделительный баланс (при реорганизации в формах разделения и выделения).

По данному передаточному акту должны передаваться все сведения о начислениях работникам. Поэтому да, организация должна перенести всю «историю» начислений сотрудникам.

Хотите такую же консультацию?