Налогообложение обновления программного обеспечения

Добрый день!
В настоящий момент Общество приобретает лицензию на программное обеспечение (далее – ПО) у лицензиата на ежемесячной основе. Срок действия лицензии – бессрочный.
Структура сделки:
— договор на приобретение ПО;
— счет на оплату;
— акт приема-передачи;
При таком оформлении сделки лицензиат не является плательщиком НДС (пп. 26, п. 2, ст. 149 НК РФ).
При таком оформлении сделки у пользователя возникает обязанность по списанию расходов в течение срока полезного использования.  
 
Де-факто данное ПО не приобретается на ежемесячной основе, а обновляется, и по сути является услугой по обновлению ПО, которая должна облагаться НДС 18 %.
Лицензиат доводы пользователя не принял во внимание (позиция лицензиата понятна – избежать уплаты НДС 18 %).
В этой связи возникает сомнения о признании расходов пользователя экономически обоснованными и документально подтвержденными.
 
Вопрос:
«Вправе ли пользователь заявить данные расходы к налоговому вычету. Существует ли судебная практика или письмо надзорных органов (Минфин), разъясняющие порядок принятия к учету затрат на ПО и подход к оценке заключаемых договоров. Аналогичная ситуация с «Консультант+», где также проводятся обновления, но лицензиат не осуществляет продажу обновленного ПО, как лицензию, а включил обновление ПО в перечень услуг».  

Лариса

Наш ответ

 

Вопрос об обложении НДС является спорным, и существуют 2 позиции:

— контролирующие органы придерживаются мнения, что услуга по обновлению и модификации программного обеспечения не попадают под действие 149 статьи и подлежат обложению в общем порядке

— судебная практика придерживается иной позиции

Расходы на обновление программного обеспечения Вы вправе учесть в расходах по налогу на прибыль.

Согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены операции по отчуждению исключительных прав на программы для ЭВМ, а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Контролирующие органы утверждают, что работы по модификации программных продуктов под действие названной нормы не подпадают (позиция 1). Суды в свою очередь считают, что оказание услуг (соответственно, возникновение объекта обложения НДС) имеет место только в том случае, если предметом сделки является создание программ для ЭВМ по определенному заданию, то есть создание результата интеллектуальной деятельности под индивидуальные требования заказчика. Если передаваемый объект создавался без учета требований заказчика, то организация фактически предоставляет только результаты интеллектуальной деятельности, что соответствует правовой природе лицензионного договора (позиция 2).

Позиция 1. Минфин России (Письмо от 03.02.2009 N 03-07-07/04) считает, что в отношении работ по разработке программ ЭВМ, производимых на основании договора подряда, норма, предусмотренная пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, не применяется. Под действие названной нормы подпадают лишь операции по отчуждению исключительных прав на программы для ЭВМ, а также операции по передаче прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании соответственно договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора, заключенных согласно нормам части четвертой ГК РФ.

Московские налоговики в Письме от 30.03.2012 N 16-15/27670 добавляют: освобождение от налогообложения работ по разработке, обновлению программ для ЭВМ указанной налоговой нормой не предусмотрено.

Позиция 2. ФАС МО в Постановлении от 11.06.2013 N А40-130312/12-140-876 рассуждает так. Обновление программного обеспечения — это модификация исходной программы, появляющаяся в результате исправления ошибок и актуализации исходного программного продукта, которая может содержать новые решения, реализацию новых требований и новые функции, создает новый объект авторского права, но не создает принципиально нового программного продукта и не меняет первоначального назначения программы. Поэтому обновленная, модифицированная, измененная программа для ЭВМ может рассматриваться как производное произведение, имеющее самостоятельную правовую охрану, даже если она является результатом технической переработки. Таким образом, на спорную программу распространяются положения части четвертой ГК РФ и, соответственно, пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Схожий по сути вывод можно сделать из Постановления ФАС МО от 05.07.2011 N КА-А40/6631-11.

Обновление программного обеспечения по мнению специалистов Минфина России, данные затраты относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ. По этой норме Кодекса учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью меньше 100 000 руб.

Хотите такую же консультацию?