НДФЛ и налоговый учет при отказе участника от действительной стоимости доли при выходе

Добрый день! Каковы налоговые последствия (в части НДФЛ и налога на прибыль) в случае отказа участника ООО — физического лица — от получения действительной стоимости доли в ООО при его выходе. Спасибо.

Алина

Наш ответ

Отказ участника, вышедшего из общества, от выплаты ему действительной стоимости доли является правомерным и признается прощением долга.

Право требования денежной суммы — это имущественное право. Соответственно, когда участник прощает долг обществу, он тем самым безвозмездно передает ему имущественное право.

На дату получения письменного отказа участника от действительной стоимости доли у ООО для целей налогообложения появляется внереализационный доход (и при ОСН, и при УСН) (Пункт 2 ст. 415 ГК РФ; п. 2 ст. 248, п. 18 ст. 250, п. 1 ст. 346.17 НК РФ; Письма ФНС России от 01.07.2010 N ШС-37-3/5674; Минфина России от 17.08.2010 N 03-03-06/1/553). Как и у участника, доход у ООО возникает в сумме кредиторской задолженности, списанной в связи с прощением долга. Но если участник отказывается от действительной стоимости доли, чтобы увеличить чистые активы ООО, то тогда, по мнению специалистов Минфина, доход можно освободить от налогообложения (Подпункт 3.4 п. 1 ст. 251, п. 1.1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Однако данное мнение является спорным.

Участник вправе в любое время выйти из общества, написав и подав в общество заявление о выходе, если такое право прямо предусмотрено уставом общества (ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), ст. 94 Гражданского кодекса РФ).

Последствия выхода установлены п. п. 6.1, 7 ст. 23 Закона об ООО.

Доля вышедшего участника переходит к обществу с даты получения обществом заявления участника о выходе из общества (п. 7 ст. 23 Закона об ООО).

У общества возникает обязанность выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе, действительную стоимость его доли деньгами или, с согласия данного участника, в натуре — имуществом (п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО).

По нашему мнению, отказ от получения действительной стоимости доли при выходе участника из общества правомерен, так как нормы Закона об ООО и ГК РФ не содержат запрета на такую юридическую процедуру.

Имеется судебная практика, подтверждающая правовую возможность данного отказа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2012 по делу N А44-402/2011, Определение ВАС РФ от 18.09.2012 N ВАС-12296/12 по делу N А44-402/2011).

С правовой точки зрения отказ от права на получение действительной стоимости доли воспринимается судами как прощение долга на основании норм ст. 415 ГК РФ, а именно освобождение должника — общества от лежащих на нем обязанностей (Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу N А44-402/2011).

Относительно налоговых обязательств общества в данной ситуации отметим следующее.

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 248 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). В данном случае у общества такой обязанности не возникает.

Таким образом, средства, остающиеся в распоряжении общества в результате прощения долга (отказа участника общества от получения действительной стоимости его доли), можно рассматривать в качестве безвозмездно полученных. Доходы в виде безвозмездно полученного имущества, за исключением имущества, указанного в ст. 251 НК РФ, для целей налогообложения прибыли относятся к внереализационным доходам, формирующим налоговую базу отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Согласно нормам, содержащимся в пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

— от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

— от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;

— от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

Как указывалось выше, согласно п. 7 ст. 23 Закона об ООО доля вышедшего участника переходит к обществу с даты подачи заявления о выходе из общества. С этого момента участник общества теряет на долю право собственности, поэтому, даже если отказ от выплаты содержится в самом заявлении о выходе, по нашему мнению, воспользоваться данной льготой нельзя, так как вышедшее лицо уже не владеет долей в уставном капитале получающей организации.

Однако есть иное мнение:

Буланцева Валентина Александровна, государственный советник РФ 2 класса, заслуженный экономист России

— Когда участник-физлицо при выходе из ООО отказывается от получения действительной стоимости доли в пользу общества, у ООО возникает внереализационный доход в размере списанной задолженности перед участником (Статья 415 ГК РФ; п. 18 ст. 250 НК РФ).

Но если участник отказывается от получения стоимости доли в целях увеличения чистых активов ООО, то общество вправе не облагать полученный доход налогом на прибыль на основании подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ.

НДФЛ

По этому вопросу есть два мнения.

Подход 1. Рискованный: дохода нет.

По НК РФ доход — это экономическая выгода в денежной или натуральной форме (Пункт 1 ст. 41 НК Р). Участнику же ничего не выплачивается и не передается. Соответственно, никакой выгоды при отказе от получения денег у него не появляется. Кроме того, для такого случая в НК РФ прямо не определена дата фактического получения дохода (Статья 223 НК РФ). А поскольку все неясности актов налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика, то, значит, отказ участника от получения стоимости доли не приводит к возникновению у него дохода (Пункт 7 ст. 3 НК РФ).

Но такая точка зрения может не совпасть с мнением налоговиков при проверке и привести к доначислению пеней и штрафа.

Подход 2. Безопасный: доход есть.

При определении налоговой базы физлица должны учитываться все его доходы, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. Причем если из дохода физлица по его поручению производятся какие-либо удержания, то они не уменьшают налоговую базу (Пункт 1 ст. 210 НК РФ).

Отказ участника от денег можно признать распоряжением этими средствами. Более того, датой выплаты дохода в денежной форме является день перечисления дохода на счет физлица либо по его поручению на счет третьего лица (Подпункт 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). И ООО вполне можно посчитать третьим лицом.

Поэтому и Минфин в похожей ситуации (когда участник отказывался от получения дивидендов) приходил к выводу, что у физлица возникает облагаемый НДФЛ доход на дату отказа от получения причитающихся ему денег (Письмо Минфина России от 04.10.2010 N 03-04-06/2-233).

Сейчас специалисты Минфина рассуждают так же и считают, что у физлица есть доход в сумме, которая ему причиталась и от которой он отказался.

Возникновение дохода у участника при отказе от стоимости доли

Стельмах Николай Николаевич, советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

— Отказываясь от получения действительной стоимости своей доли, участник таким образом распоряжается своим правом на нее, а следовательно, по моему мнению, у него возникает доход, подлежащий обложению НДФЛ. Организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы, признается налоговым агентом (Пункт 1 ст. 226 НК РФ). Поэтому общество — налоговый агент.

Если доход получен в денежной форме, то налог исчисляется и удерживается налоговым агентом на дату фактической выплаты этого дохода (Подпункт 1 п. 1 ст. 223, пп. 3, 4 ст. 226 НК РФ). Для дохода участника в виде действительной стоимости доли, от которой он письменно отказался, датой выплаты будет являться дата получения обществом такого отказа.

Если у общества нет возможности удержать налог, то оно должно направить налогоплательщику и налоговому органу соответствующее сообщение согласно п. 5 ст. 226 НК РФ.

Поэтому если вы боитесь претензий проверяющих, то исполните функции налогового агента и исчислите НДФЛ (Пункты 3 — 5 ст. 226 НК РФ).

Хотите такую же консультацию?

Если вы не нашли ответа в разборе этой ситуации, можете задать свой вопрос на сайте и получить ответ в течении часа

Задать вопрос