Уменьшение кредиторской задолженности на сумму субсидии, полученной контрагентом

ОАО «Теплосеть» просит дать консультацию по следующему вопросу:

Наша организация имеет кредиторскую задолженность перед ООО «Межрегионгаз». Письмом от 09.12.2016г. ООО «Межрегионгаз» уведомило нас о том, что ими была получена субсидия от Министерства ЖКХ МО в 2016 году на частичное возмещение недополученных доходов, связанных с реализацией природного газа для ресурсоснабжающих организаций в 2015-2016 годах и часть нашей задолженности, в размере полученной субсидии, они погашают.

Вопрос:

  1. Как, когда и на основании какого документа ОАО «Теплосеть» должна отразить в бухгалтерском и налоговом учете уменьшение кредиторской задолженности перед ООО «Межрегионгаз»?
  2. На кого ложится налоговое обременение по налогу на прибыль и НДС?

Просим дать варианты ответов, опираясь на дату получения Письма от ООО «Межрегионгаз»:

1 вариант: Письмо от 09.12.16г. получено в 2016 году.

2 вариант: Письмо от 09.12.16г. получено в октябре 2018 года.

Настя

Наш ответ

По нашему мнению, данная операция должна отражаться как прощение долга на основании уведомления, полученного в 2016 году, на дату зачета Вашей задолженности на субсидию. Исходя из представленного Вами письма зачет произошел 03.11.2016 года.

НДС

После принятия к учету приобретенных по договору товаров (работ, услуг) при наличии правильно оформленного счета-фактуры поставщика (подрядчика, исполнителя) покупатель (заказчик) вправе принять сумму «входного» НДС к вычету при условии, что приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для использования в облагаемых НДС операциях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Прощение долга не предполагает какой-либо корректировки суммы налогового вычета.

Поэтому налоговых последствий по НДС у Вас не возникает.

Налог на прибыль

У должника, применяющего метод начисления, при прощении долга порядок налогового учета расходов в виде стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) не изменится. Это связано с тем, что указанные расходы признаются независимо от факта оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

По мнению контролирующих органов (Письма Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/1/76, от 04.07.2008 N 03-03-06/1/385, УФНС России по г. Москве от 29.12.2008 N 19-12/121854), при прощении долга по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) норма пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется.

При применении метода начисления сумма прощенного долга по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) включается в состав внереализационных доходов на дату прощения долга (п. 18 ч. 2 ст. 250, пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В Вашем случае это 3 ноября 2016 года. В связи с этим Вам необходимо подать уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2016 год.

Чтобы избежать штрафа в размере 20% от суммы недоимки, перед тем как подать уточненку, уплатите недоимку и пеню (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, Письма Минфина от 13.09.2016 N 03-02-07/1/53498, ФНС от 20.08.2018 N АС-4-15/16075). Рассчитать сумму пени вам поможет калькулятор — http://glavkniga.ru/calculators/peni_nalog.

У ООО «Газпром межрегионгаз Москва» учет будет следующим:

НДС

В силу п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям по законодательству, база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с этим, при определении налоговой базы не учитываются.

Вопрос здесь возникает по поводу применения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Напомним, что на основании указанной нормы в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджета субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога <2>, суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном НК РФ, подлежат восстановлению.

Однако при получении предприятиями субсидий из бюджета не на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), а в целях компенсации выпадающих доходов в связи с применением ими пониженных тарифов норма пп. 6 п. 3 ст. 170 не применяется. Такое разъяснение в последнее время неоднократно давал Минфин в своих Письмах (Письма от 10.05.2018 N 03-07-11/31174, от 26.04.2018 N 03-03-06/3/28522, от 02.04.2018 N 03-07-15/20870 (направлено Письмом ФНС России от 03.04.2018 N СД-4-3/6286@ нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе)).

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Президиум ВАС в п. 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 указал, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09.

Таким образом, если предоставляемая субсидия была выделена в качестве недополученной выручки от реализации по регулируемому тарифу (то есть когда компенсируется разница между базовой ценой (тарифом) и ценой реализации), то при формировании базы по налогу на прибыль указанная субсидия подлежит отражению в составе доходов на дату реализации.

Если предоставляемая субсидия была выделена в качестве компенсации убытка, полученного от реализации по регулируемому тарифу, то при формировании базы по налогу на прибыль указанная субсидия подлежит отражению в составе доходов на дату поступления денежных средств на расчетный счет (см. Письма Минфина России от 10.05.2018 N 03-07-11/31174, от 26.04.2018 N 03-03-06/3/28522, от 21.11.2017 N 03-03-06/3/76700).

Хотите такую же консультацию?