НДС при аренде имущества у Комитета управления имуществом Администрации
Добрый день,
Вопрос по НДС Налоговый Агент.
Наша организация заключила договор с Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа на предмет аренды имущества, находящегося в собственности городского округа. В договоре прописано, что Арендатор (наша организация) рассчитывает и уплачивает в бюджет РФ НДС самостоятельно .
Т.е. является налоговым агентом по НДС по договору. Сумма договора без НДС. Подписано было доп.соглашение, где указана сумма НДС. Уплаченный, как НА НДС был заявлен к вычету. ИФНС пытается отказать в вычете, ссылаясь на ст.161 НК и говоря , что продавец не попадает под категорию кода операции 1011703 (аренда муниципального имущества). КБК в п/п комитету по управлению имуществом 01611105074040000120. Правомерны ли попытки ИФНС
Наш ответ
Если вы заключили договора аренды с Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа, то Ваша организация является налоговым агентом и имеет право на вычет НДС, уплаченного в качестве налогового агента.
Данная позиция подтверждается Письмом Минфина РФ от 24.08.2007 N 03-07-15/122 {КонсультантПлюс}.
В рассматриваемом случае организация арендует помещение, находящееся в муниципальной собственности, у комитета по управлению имуществом. Следовательно, организация в качестве налогового агента обязана исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС в полном объеме. При этом налоговая база определяется налоговым агентом как сумма арендной платы с учетом НДС (п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 173 Налогового кодекса РФ). Удержание НДС производится по налоговой ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ) <*>.
Удержанная сумма НДС уплачивается в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ, см. также консультацию консультанта отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Е.Н. Вихляевой от 22.01.2009).
При этом организация-арендатор составляет счет-фактуру в двух экземплярах в порядке, установленном п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ (п. 3 ст. 168 НК РФ), не позднее пяти дней со дня оплаты оказанных услуг (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@). Первый экземпляр счета-фактуры организация регистрирует в книге продаж (абз. 2, 8 п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).
Уплаченную в бюджет сумму НДС организация — налоговый агент имеет право принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). С этой целью организация регистрирует в книге покупок счет-фактуру, составленный и зарегистрированный в книге продаж в соответствии с п. 16 Правил (абз. 4 п. 13 Правил).
Обратите внимание:
Следует отметить, что обязанность налогового агента при аренде госимущества возникает у арендатора не всегда. А зависит это от того, кто выступает в роли арендодателя: если собственник имущества, то арендатор — налоговый агент в силу прямого указания Налогового кодекса. Аналогичная ситуация наблюдается и при так называемых трехсторонних договорах, когда кроме арендатора в заключении договора участвует и собственник имущества, и его балансодержатель. Так, в Письме УФНС по г. Москве от 29.11.2005 N 19-11/87841 отмечено: если договор аренды заключен между арендатором, балансодержателем и органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления (трехсторонний договор), то применяется порядок уплаты НДС в бюджет, указанный в п. 3 ст. 161 НК РФ. То есть плательщиком НДС от суммы арендной платы является арендатор федерального и муниципального имущества (см. также Письма ФНС России от 24.11.2006 N 03-1-03/2243@, от 02.06.2005 N 03-1-03/926/11).
Если арендодателем является организация, у которой государственное имущество — предмет договора аренды — находится в хозяйственном ведении либо оперативном управлении, у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС. В таком случае он всю сумму арендной платы (вместе с НДС) перечисляет организации-арендодателю, которая, в свою очередь, самостоятельно осуществляет расчеты по НДС с бюджетом. Причем такой порядок уплаты налога применяется вне зависимости от того, куда арендатор перечисляет арендную плату: на счет арендодателя — балансодержателя имущества, в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах Казначейства.
Этот вывод был сделан Конституционным Судом в Определении от 02.10.2003 N 384-О <1> и неоднократно повторен в разъяснениях чиновников <2>. Например, в Письме от 26.08.2008 N 03-07-11/284 финансисты отметили: в отношении услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества субъекта Российской Федерации, закрепленного за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость Кодексом не предусмотрено. Значит, говорит Минфин, при оказании вышеназванных услуг плательщиками НДС являются эти предприятия.
———————————
<1> См. также Постановления ФАС МО от 23.01.2008 N КА-А40/13848-07, ФАС ПО от 20.09.2007 N А12-17442/06-С61, ФАС СЗО от 02.04.2007 N А56-19559/2006.
<2> Письма Минфина России от 24.08.2007 N 03-07-15/122, ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@, от 24.11.2006 N 03-1-03/2243@.