Покупка ОС на УСН в рассрочку

Добрый день.
Организация на УСН доходы-расходы купила ОС с отсрочкой платежа.
Ввод в эксплуатацию в ноябре 2017г.
Предоплата 50% в декабре 2017г.
Доплата 50% в марте 2018г.
В каком порядке в данном случае принимать расходы на покупку ОС?

Евгения

Наш ответ

Порядок списания столь основательных расходов на УСН определен п. 3 ст. 346.16 Кодекса. В соответствии с данной нормой в случае, если ОС приобретен на «упрощенке», соответствующие расходы учитываются с момента их ввода в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями за отчетные периоды. При этом согласно пп. 4 п. 2 ст. 346.17 Кодекса они отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

Обратите внимание! «Упрощенцы» учитывают расходы только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 346.17 НК). При этом ОС, права на которые подлежат государственной регистрации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 3 ст. 346.16 НК, Письмо Минфина от 21 июня 2016 г. N 03-11-11/36120).

В то же время на практике нередко «упрощенцы» покупают объекты ОС в рассрочку. Как в таких ситуациях при расчете «упрощенного» налога учитывать расходы на их приобретение? Ответ на этот вопрос можно найти в Письмах Минфина от 17 мая 2011 г. N 03-11-06/2/78 и от 13 декабря 2010 г. N 03-11-11/287. По мнению финансистов, в подобных ситуациях дожидаться, пока ОС будет полностью оплачено, не нужно — расходы списываются по мере их перечисления поставщику поквартально равными частями до конца календарного года (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 и абз. 5 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК).

Каждую оплаченную часть стоимости объекта списывать равными долями в течение кварталов, оставшихся до конца налогового периода. Если же до конца года задолженность перед поставщиком не будет полностью погашена, ничего страшного. Неоплаченные части можно перенести на следующий год. И когда расчет произойдет, списать их на расходы также равными долями ежеквартально до конца следующего года.

Пример

Как отразить в учете торговой организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), приобретение объекта недвижимости (здания торгового павильона) на условиях 50%-ной предоплаты?

Стоимость здания, в соответствии с договором продажи недвижимости, составила 5 378 000 руб. (в том числе НДС). 50% указанной суммы перечислено организацией на счет продавца объекта недвижимости в феврале. Государственная пошлина уплачена в марте, в этом же месяце здание получено и введено в эксплуатацию, поданы документы на регистрацию перехода права собственности. В апреле зарегистрирован переход права собственности на здание к организации и произведен окончательный расчет с продавцом. Срок полезного использования здания установлен равным 30 годам (360 месяцам). Амортизация начисляется линейным способом.

Ответ:

На дату перечисления предоплаты продавцу торгового павильона у организации не возникает расходов для целей налогообложения (п. 2 ст. 346.17 НК РФ, Письма Минфина России от 03.04.2015 N 03-11-11/18801, от 12.12.2008 N 03-11-04/2/195).

Расходы на приобретение объектов ОС в период применения УСН организация признает с момента ввода ОС в эксплуатацию, при этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 1 п. 1, пп. 1, абз. 8 п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Стоимость ОС, права на которые подлежат государственной регистрации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (абз. 12 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Следует также учесть, что первоначальная стоимость ОС, приобретенных в период применения УСН, определяется в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете, т.е. в данном случае с учетом невозмещаемого НДС и суммы государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию перехода права собственности (абз. 9 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, п. 3.10 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н).

Таким образом, расходы на приобретение ОС, в частности недвижимого имущества, учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий: ввод в эксплуатацию объекта ОС; подача документов на государственную регистрацию прав на объект ОС, оплата (завершение оплаты) расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объекта ОС (Письмо Минфина России от 09.12.2013 N 03-11-06/2/53652).

В данном случае здание оплачивается организацией частями. При этом уплаченный в феврале аванс засчитывается в счет оплаты здания на дату его передачи по передаточному акту, т.е. в марте (абз. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Затраты включаются в расходы равномерно в размере фактически уплаченных сумм (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). На это указывает и Минфин России (Письма от 17.05.2011 N 03-11-06/2/78, от 13.12.2010 N 03-11-11/287 <3>). При этом в Письме ФНС России от 06.02.2012 N ЕД-4-3/1818 разъясняется, что оплаченные расходы на приобретение ОС должны учитываться равными долями в течение того налогового периода, в котором они были оплачены. Следовательно, организация включает в состав расходов:

— на 31 марта — 677 750 руб. ((5 378 000 руб. x 50% + 22 000 руб.) / 4);

— на 30 июня, 30 сентября, 31 декабря — по 1 574 083,33 руб. (677 750 руб. + 5 378 000 руб. x 50% / 3).

Хотите такую же консультацию?