Рекламные и представительсткие расходы немецко-русских компаний

Добрый день.
1. Наша компания участвует в выставке. Для этого мы заключили Договор с поставщиками на аренду площадки, на оформление стенда. На выставке на нашем стенде мы размещаем информацию не только о нас, но и о нашей головной компании (мы 100% дочернее предприятие Германии, они так же являются нашими поставщиками товаров и некоторых услуг, которые мы перепродаем Заказчикам на территории РФ). Для выставки мы приобрели сувенирную продукцию нашей головной компании (листовки, буклеты, ручки, кружки, кепки и пр.). Предполагается, что часть расходов на выставку нам компенсирует головная компания по отдельному счету или договору.
2. Так же в рамках участия в выставке мы арендовали корабль, на который пригласим клиентов с выставки (каких пока не знаем, будем раздавать приглашения во время выставки).
На корабле планируется конференция: презентация нашей компании, наших товаров и услуг, стоимость, сроки поставок товар и оказания услуг, а так же фуршет.

В связи с этим, у нас следующие вопросы:
1. Все ли расходы на участие в выставке (аренда площадки, оформление стенда) будут нашими рекламными расходами ненормируемыми? Или раз мы планируем взять некоторую компенсацию с головной компании, то часть расходов — это наши рекламные; а другая часть — прочие расходы учитываемые при налогообложении, т.к. они будут компенсированы?
2. Если мы начнем раздавать сувенирную продукцию, которую мы приобрели у головной компании (импорт), но символика на ней только головной компании, как нам учесть расходы на ее списание. И что будет с НДС.
3. Расходы на аренду корабля и фуршет стоит оформить как рекламные или представительские?

Ирина

Наш ответ

Международные соглашения РФ с некоторыми странами, которые имеют приоритет перед НК РФ (ст. 7 НК РФ), предусматривают, что российские компании с иностранным участием могут учитывать расходы на рекламу в полном объеме независимо от их вида. Обычно для этого достаточно выполнения двух условий: участие иностранной организации не является фиктивным и расходы на рекламу не превышают обычаев делового оборота.

В частности, Минфин России подтвердил, что российские компании, в капитале которых принимает участие резидент Германии, могут избежать нормирования расходов на рекламу. Причем даже если участие немецкого резидента невелико(Письмо от 05.03.2014 N 03-08-РЗ/9491):

«…Расходы на рекламу, в том числе подлежащие в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ нормированию, подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в полном объеме при условии, что они соответствуют требованиям п. 3 Протокола касательно участия в капитале российской организации немецкого резидента, а вычет расходов на рекламу не превышает сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.

Данная позиция согласована с ФНС России (Письмо от 13.01.2014 N 03-08-13/375)».

Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 13.01.2014 N 03-08-13/375, в котором доля резидента Германии не превышала 4%.

Т.е. в рассматриваемом случае организация вправе учесть полностью рекламные расходы как нормируемые, так и ненормируемые. При этом не имеет значения компенсирует ли головная организация данные расходы или нет.

В отношении представительских расходов таких положений нет. Предельный размер представительских расходов, признаваемых при налогообложении прибыли 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период. Для подтверждения представительских расходов, кроме обычных первичных документов, подтверждающих затраты (накладные, акты и т.п.), обязательно надо оформить отчет о проведенном мероприятии, утвержденный руководителем организации. В таком отчете должны быть указаны:

  • время и место проведения мероприятия;
  • программа мероприятия;
  • состав участников (приглашенных и принимающей стороны);
  • величина расходов на организацию мероприятия.

Если в результате проведения мероприятия заключены какие-либо договоры, это тоже надо отразить в отчете.

Этот отчет будет доказательством того, что произведенные расходы непосредственно связаны с проведением представительского мероприятия (Письма Минфина от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288, ФНС от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852).

Помимо отчета лучше иметь еще два документа (Письма Минфина от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675, от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26):

  1. приказ руководителя организации о проведении представительского мероприятия. В нем надо указать цель проведения мероприятия и работников организации, которые должны в нем участвовать;
  2. смету расходов на проведение мероприятия, утвержденную руководителем организации.

Решение, как квалифицировать расходы (как рекламные или представительские), организация должна принять самостоятельно в соответствии с целями проведенного мероприятия.

Что касается раздачи сувенирной продукции, то, поскольку на ней отсутствует символика Вашей организации (есть только символика головной), данная операция будет квалифицирована как безвозмездная передача имущества. В связи с этим учет будет следующим:

Для целей налога на прибыль у передающей стороны ни доходов, ни расходов не возникает (Письмо Минфина от 20.03.2017 N 03-03-06/1/15655).

НДС по переданному имуществу (в т.ч. ОС и товарам), ранее принятый к вычету, не восстанавливайте. В течение пяти календарных дней со дня передачи имущества (кроме денег):

  1. начислите НДС на рыночную стоимость переданного имущества (Письма Минфина от 30.11.2016 N 03-07-11/70848, ФНС от 26.05.2015 N ГД-4-3/8827@);
  2. составьте счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрируйте его в книге продаж (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ, п. п. 2, 3 Правил ведения книги продаж).

Сумму начисленного НДС в расходах учесть нельзя (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Хотите такую же консультацию?