Списание ОС по причине морального износа

Добрый день! Прошу помочь в следующем вопросе: необходимо разъяснить порядок (алгоритм действий с приложением форм) списания основных средств по причине морального износа по решению собственника. какие необходимо составить документы? в каком порядке? в каком составе необходимо создать комиссию? Часть объектов, подлежащих списанию фактически отсутствует (разобрана) без заполнения соответствующей документации, часть пришла в негодность (такие как разбитая внутриплощадочная дорога, ограждения, внутриплощадочные подъездные автодороги, навесы). Подскажите, какие еще могут быть основания для списания объектов ? К ответу прошу приложить выдержки из НПА, существующие разъяснения по данному вопросу налоговых и иных органов, формы документов, требующих заполнения, оформления в ходе списания ОС, а также имеющуюся судебную практику.

Нурия

Наш ответ

Выбытие объекта основных средств имеет место при его продаже, прекращении использования по причине морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передаче в виде вклада в уставный капитал другой фирмы, паевой фонд, дочернему обществу или по договору мены, дарения, недостаче и порче, выявленных при инвентаризации активов и обязательств, частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции, а также иных случаях (п. 29 Положения, п. 76 Указаний).

Объект ОС, использование которого признано нецелесообразным по причине морального износа (то есть не способный приносить экономические выгоды в будущем), подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. п. 75, 76 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания)). Необходимость списания объекта ОС с бухгалтерского учета (т.е. прекращение выполнения условий принятия актива в качестве ОС) должна быть подтверждена (Письмо Минфина России от 25.12.2015 N 07-01-06/76480). Для определения целесообразности дальнейшего использования объектов ОС, а также для оформления документации при их выбытии приказом руководителя организации создается комиссия (п. 77 Методических указаний).

В комиссию по списанию ОС входят бухгалтер, технические специалисты, лица, ответственные за сохранность ОС. О создании комиссии руководитель издает приказ (п. 77 Методических указаний по учету ОС, Письмо Минфина от 25.12.2015 N 07-01-06/76480).

Свое решение комиссия оформляет актом на списание объекта ОС, например (п. 78 Методических указаний по учету ОС):

  • по форме N ОС-4 — при списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств);
  • по форме N ОС-4а — при списании автотранспортных средств;
  • по форме N ОС-4б — при списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств).

Именно акт о списании объекта ОС после утверждения его руководителем организации является основанием для проставления в инвентарной карточке (ОС-6) отметки о выбытии ОС (п. 80 Методических указаний по учету ОС).

Списание полностью самортизированного объекта производится в таком же порядке.

Если демонтаж объекта занимает длительное время, то списать с бухгалтерского учета объект ОС, не дожидаясь его демонтажа и утверждения акта на списание, можно на основании приказа руководителя, составленного в произвольной форме (например, о списании объекта ОС либо о прекращении его использования и начале подготовки к демонтажу) (п. 29 ПБУ 6/01, Письмо Минфина от 13.06.2013 N 03-05-05-01/21929).

Подборка судебной практики по Вашему запросу во вложении.

Хотите такую же консультацию?

Если вы не нашли ответа в разборе этой ситуации, можете задать свой вопрос на сайте и получить ответ в течении часа

Задать вопрос