Учет субсидий НКО на УСН
1. Как отражается в БУ и НУ некоммерческой организации (НКО), применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы-расходы», а также НКО на ОСНО, получение субсидии из бюджета в целях возмещения текущих затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности?
2. Как отражаются затраты организации, на возмещение которых предоставляется субсидия (привести примеры проводок)?
3. Как формируется налог на прибыль на ОСНО?
4. Как формируется налоговая база на УСН?
Нужен конкретный ответ + примеры с проводками.
5. НКО оказывает услуги по присмотру и уходу и дополнительным образовательным услугам, заключается два договора с физлицами (ПИУ, ДОУ), в которых прописывается ежемесячная стоимость услуг, нужно ли ежемесячно подписывать акты выполненных работ с каждым воспитанником?
Наш ответ
1
Бухгалтерский учет
Отражение в учете субсидии из федерального бюджета осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н (п. 4 ПБУ 13/2000).
В данном случае в соответствии с учетной политикой бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере их фактического получения. Соответственно, возникновение целевого финансирования отражается при поступлении денежных средств (что предусмотрено абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000).
По общему правилу бюджетные средства, полученные на финансирование текущих расходов, списываются со счета учета целевого финансирования на увеличение финансовых результатов (как прочие доходы в виде стоимости активов, полученных безвозмездно) в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены (п. п. 8, 9 ПБУ 13/2000, п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).
Порядок учета бюджетных средств, предоставленных на финансирование расходов, понесенных в предыдущие отчетные периоды, приведен в п. 10 ПБУ 13/2000 и предусматривает отнесение средств целевого финансирования на увеличение финансовых результатов без использования счета учета целевого финансирования. Однако отметим, что использование счета учета целевого финансирования в такой ситуации является целесообразным. Такой порядок учета упрощает заполнение форм бухгалтерской отчетности в части предоставления информации о государственной помощи.
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Отражена сумма полученной бюджетной субсидии |
51 |
86 |
Сумма субсидии, полученной на возмещение затрат, понесенных в предыдущие периоды, отнесена на прочие доходы |
86 |
91-1 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН
При определении объекта налогообложения в связи с применением УСН учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. п. 1 и 2 ст. 248 Налогового кодекса РФ, и не учитываются доходы, указанные, в частности, в ст. 251 НК РФ (п. 1, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются в том числе целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Средства, предоставленные из федерального бюджета, относятся к целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности (пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ) (см. также Письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-11-10/43497).
Таким образом, поскольку субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности, а не в оплату выполненных такой организацией работ, оказанных услуг, при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы (Письмо Минфина России от 11.03.2013 N 03-11-06/2/7127).
Налог на прибыль
Порядок учета в целях налогообложения указанных субсидий зависит от организационно-правовых форм некоммерческих организаций — получателей субсидий, целей их создания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставными документами, а также условий предоставления и предназначения субсидий.
В ст. 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.
Перечни средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлены соответственно пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и введение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К таким целевым поступлениям согласно пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Целевой характер подобных выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.
Таким образом, если субсидии предоставлены некоммерческой организации безвозмездно на осуществление уставной деятельности (включая субсидии, предоставляемые по решениям Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти некоммерческим организациям (в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям) на осуществление уставной деятельности), а не в оплату стоимости выполненных такой организацией работ, оказанных услуг, то при введении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Однако в случаях предоставления субсидий в целях возмещения затрат некоммерческой организации в связи с оказанием ею специализированных видов услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием полученные субсидии не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений.
Такие субсидии должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, также учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном порядке (см. Письмо Минфина России от 22.02.2012 N 03-03-06/4/11)
2
Приобретение оборудования (объекта основных средств)
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
При приобретении оборудования |
||
Отражены затраты на приобретение оборудования (2 124 000 — 324 000) |
08 |
60 |
Отражен НДС, предъявленный продавцом оборудования |
19 |
60 |
НДС, предъявленный продавцом оборудования, принят к вычету |
68 |
19 |
Приобретенное оборудование включено в состав ОС |
01 |
08 |
Произведен расчет с продавцом оборудования |
60 |
51 |
Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия оборудования к учету, в течение срока его полезного использования |
||
Начислена амортизация |
20 (25) |
02 |
При получении бюджетных средств |
||
Получена субсидия из бюджета субъекта РФ |
51 |
86 |
Часть полученной субсидии в размере начисленной на момент получения бюджетных средств амортизации признана прочим доходом (25 000 x 2) <**> |
86 |
91-1 |
Признан прочий доход в сумме НДС, принятого к вычету при приобретении объекта ОС |
86 |
91-1 |
Оставшаяся часть полученной субсидии включена в состав доходов будущих периодов (2 124 000 — 50 000 — 324 000) |
86 |
98-2 |
Восстановлен НДС, ранее правомерно принятый к вычету |
19 |
68 |
Сумма восстановленного НДС признана прочим расходом |
91-2 |
19 |
Ежемесячно начиная с месяца получения субсидии в течение оставшегося срока полезного использования объекта ОС |
||
Признан прочий доход в сумме начисленной амортизации |
98-2 |
91-1 |
НИОКР
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
В месяце завершения НИОКР |
||
Отражены затраты на выполненные сторонней организацией НИОКР |
08 |
60 |
Отражено ОНО |
68 |
77 |
Приняты к учету НИОКР, давшие положительный результат |
04 |
08 |
Оплачены выполненные сторонней организацией НИОКР |
60 |
51 |
Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем начала использования результатов НИОКР, в течение срока их использования |
||
Часть расходов на НИОКР учтена в составе расходов по обычным видам деятельности |
20 |
04 |
Уменьшено (погашено) ОНО |
77 |
68 |
При получении бюджетных средств |
||
Получена субсидия на компенсацию расходов на НИОКР |
51 |
86 |
Часть полученной субсидии в размере списанных на дату получения субсидии расходов на НИОКР признана прочим доходом |
86 |
91-1 |
Оставшаяся часть субсидии включена в состав доходов будущих периодов |
86 |
98 |
Отражен ОНА |
09 |
68 |
Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем получения субсидии, в течение оставшегося срока использования результатов НИОКР |
||
Признан прочий доход в сумме списанных расходов на НИОКР |
98 |
91-1 |
Уменьшен (погашен) ОНА |
68 |
09 |
Материалы
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Приобретены материалы |
10-8 |
60 |
Произведен расчет с поставщиком |
60 |
51 |
Списаны переданные в производство материалы |
20-1 |
10-8 |
Отражена сумма выделенных организации бюджетных средств (субсидии) на возмещение части затрат по приобретению материалов |
76 |
86 |
Бюджетные средства (субсидия) признаны в составе прочих доходов |
86 |
91-1 |
Получены бюджетные средства |
51 |
76 |
3-4
В рассматриваемом случае нет особенностей при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль и УСН.
5
Нет, у Вас нет обязанности ежемесячно составлять акт, если такого условия нет в договоре.
Положения гл. 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг не требуют составления и подписания какого-либо документа, подтверждающего факт оказания услуг исполнителем и их получения заказчиком. Однако стороны вправе предусмотреть в договоре обязательность его составления и подписания (п. 4 ст. 421 ГК РФ). В качестве такого документа рекомендуется использовать акт об оказании услуг (название данного документа может быть различным — акт приемки-передачи услуг, акт сдачи-приемки и т.д.).
исполнителю рекомендуется предусмотреть в договоре условие о составлении данного документа.
При согласовании условия об обязательности составления и подписания акта об оказании услуг стороны могут определить в договоре следующее:
- форму акта об оказании услуг, порядок его составления и подписания;
- содержание акта об оказании услуг;
- использование в качестве акта универсального передаточного документа.