Упрощенец реализует товары по госконтракту сложности с НДС

Упрощенец реализует товары по госконтракту, какие сложности с НДС?

Светлана

Наш ответ

Если сумма НДС выделена в документации о закупке и в контракте, то упрощенцу разумнее согласиться с требованием заказчика определять стоимость работ с НДС. При этом можно попытаться не выставлять заказчику счет-фактуру или выставить документ без выделения НДС. Но тогда компания должна быть готова к гражданскому спору с заказчиком.

Обращаем Ваше внимание, что НДС, выделенный в контракте, не обязывает Вас уплатить налог в бюджет. Такая обязанность возникнет, если Вы выставили счет-фактуру с НДС. В таком случае уплатите налог, указанный в счете-фактуре, и сдайте электронную декларацию. Срок — не позднее 25-го числа первого месяца следующего квартала (Письмо ФНС от 15.09.2016 N ЕД-4-15/17338).

Многие налогоплательщики стараются принимать участие в торгах, которые устраивают государственные и муниципальные органы, чтобы выбрать наиболее подходящего поставщика или подрядчика для выполнения государственного или муниципального контракта.

В число таких налогоплательщиков входят и те, кто применяет УСНО. Они не прочь воспользоваться тем, что по сравнению с другими налогоплательщиками имеют меньше расходов на уплату налогов, в том числе в отношении НДС. Но как раз освобождение от необходимости уплачивать этот налог создает для них некоторую проблему.

Дело в том, что процесс закупки не предусматривает учет режима налогообложения, который применяет тот или иной ее участник. На это обращает внимание Минэкономразвития в своих многочисленных разъяснениях (см., например, Письма от 23.09.2016 N Д28и-2519, от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9909, от 25.07.2016 N Д28и-1924).

Так, согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении контракта прописывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

После заключения и исполнения контракта изменение его условий в общем случае не допускается — за рядом исключений, которые также не учитывают режим налогообложения участника закупки.

Иными словами, контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть выплачена победителю закупки в установленном контрактом размере.

Исходя из положений Федерального закона N 44-ФЗ при установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг). Помимо начальной (максимальной) цены контракта, заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.

Положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» также не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики (Письмо Минэкономразвития России от 13.07.2016 N Д28и-1834). Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с данным Законом положения о закупке.

Исходя из п. 7 ч. 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Таким образом, заказчик в положении о закупке вправе самостоятельно определить порядок формирования цены договора, в том числе необходимость учета при формировании цены договора НДС.

На практике часто получается так: заказчик подразумевает, что цена, предложенная победителем закупки, в любом случае включает НДС и будет им предъявлена заказчику. Заказчик не вправе отказать «упрощенцу» в участии в закупках и отказаться от заключения контракта с ним, если тот окажется победителем.

При этом заказчик, надеясь на получение вычета по НДС, в контракте отражает цену, указывая, что она включает НДС. В платежном поручении он также прописывает: «в том числе НДС». Но как быть в такой ситуации «упрощенцу»? Не придется ли ему уплатить НДС в бюджет?

ФНС в Письме от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@ пояснила, что в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ на «упрощенца» может быть возложена обязанность уплатить НДС в бюджет, но только если он выставил покупателю товаров (работ, услуг) счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС.

Налоговики при этом сослались на Постановление КС РФ от 03.06.2014 N 17-П, из которого следует, в частности, что налогоплательщика, находящегося на спецрежиме, нельзя привлекать к уплате НДС в бюджет, если он не выставлял счет-фактуру с выделенным НДС. Ведь без такого счета-фактуры покупатель, в свою очередь, не сможет принять налог к вычету и бюджет ущерба не потерпит.

В связи с этим, по мнению налоговиков, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана «с НДС» и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС, при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего УСНО, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ не возникает.

При рассмотрении вопроса о расчете (завышении) цены государственного контракта на выполнение работ в данной ситуации необходимо учитывать, что на основании пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), предъявленные лицам, не являющимся плательщиками названного налога, учитываются в стоимости этих приобретенных товаров (работ, услуг).

Отметим, что в Письме Минфина России от 18.11.2014 N 03-07-14/58618 выражено аналогичное мнение: обязанность уплачивать НДС в бюджет при получении налогоплательщиком, применяющим УСНО и не выставляющим счета-фактуры, от покупателя платежного поручения, в котором ошибочно выделен НДС, нормами гл. 21 НК РФ не предусмотрена.

Хотите такую же консультацию?