Заказ СМР у иностранной организации, имеющей предствительство в РФ — что с НДС

Добрый день!

Ситуация: иностранная компания   («голова») заключиа договор с рос. Заказчиком на выполнение СМР.  Получила аванс на свой р/сч по договору в июле 2018 г. В октяре открыло представительст во по месту объекта в РФ (без открытия р /сч). Все расчеты  с субподрядчиками через р/сч «головы». Возникает ли у Представительства объект по налогообложению по НДС ? Может ли представительство брать НДС к вычету? Как заполнять строку Плательщик в накладной и строку Покупатель в счет-фактуре?

Лера

Наш ответ

По нашему мнению, в рассматриваемом случае Представительство иностранной компании не должно исчислять и уплачивать НДС. Однако во избежание споров с контролирующими органами рекомендуем обратится с данным запросом в ИФНС по месту учета.

Известно, что объектом обложения НДС является реализация работ, услуг на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом по общему правилу место реализации работ и услуг определяется на основании положений ст. 148 НК РФ. В то же время выполнение работ, оказание услуг между хозяйствующими субъектами стран ЕАЭС регулируются Протоколом <1>.

Вместе с тем из пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ и пп. 1 п. 29 Протокола следует, что местом реализации работ и услуг признается территория РФ, если они связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде. Соответственно, реализация указанных работ, услуг в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ, объектом обложения НДС не является (пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Подпадают ли услуги по организации и управлению СМР под действие названных норм? С одной стороны, эти нормы не содержат закрытого перечня работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом. На это указывает формулировка пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, а также Письма Минфина России от 12.07.2005 N 03-04-08/185, от 22.07.2011 N 03-07-08/237, от 30.03.2015 N 03-07-08/17464. С другой — в судебной практике встречается следующий подход: определение места осуществления работ по месту нахождения недвижимого имущества неправомерно, если работы (услуги) не относятся к строительным, монтажным, строительно-монтажным, ремонтным, реставрационным и другим подобным работам (услугам), не изменяющим каким-либо образом объект недвижимости (Постановление ФАС МО от 23.01.2012 по делу N А40-30857/11-75-123). Отметим, что услуги по организации и управлению СМР сами по себе не изменяют каким-либо образом объект недвижимости.

В пользу такого подхода свидетельствует и Письмо Минфина России от 20.07.2010 N 03-07-08/207. По мнению финансового ведомства, услуги по организации строительно-монтажных работ:

— не относятся к работам, услугам, непосредственно связанным с недвижимым имуществом в целях применения положений пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ;

— подпадают под действие пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Следовательно, место реализации таких услуг необходимо определять по месту осуществления деятельности их исполнителя.

С учетом сказанного можно считать, что при приобретении услуг по организации и управлению СМР у иностранного контрагента российская организация — покупатель таких услуг вправе не исполнять обязанности налогового агента по НДС.

Однако в рассматриваемом случае у иностранной компании есть представительство на территории РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минфина России от 06.10.2008 N 03-07-08/224, в том случае, когда иностранная организация, состоящая на учете в налоговых органах РФ по месту нахождения филиала, заключила договор на выполнение для российской организации работ по созданию проектной и технологической документации к поставляемому оборудованию для завода, при этом филиал иностранной организации в данных работах участие не принимает, то исчисление НДС производится налоговым агентом в порядке, предусмотренном п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ.

Если постоянное представительство иностранной организации услуги не оказывает, выставлять счета-фактуры по услугам, оказанным головным офисом иностранной организации, ему не следует.

К такому же выводу пришло и УМНС России по г. Москве в Письме от 08.09.2004 N 24-08/58255: если имеет место ситуация, когда иностранная организация сама непосредственно (без участия представительства в России) оказывает услуги, местом реализации которых в силу ст. 148 НК РФ является территория России, но при этом она состоит на налоговом учете в связи с наличием представительства (отделения), которое никоим образом не задействовано в оказании данных услуг, то исчисление НДС при выплате дохода такой организации и перечисление его в бюджет производится налоговым агентом.

Учитывая данные разъяснения контролирующих органов, по нашему мнению, в рассматриваемом случае Представительство иностранной компании не должно исчислять и уплачивать НДС, т.к. не т объекта налогообложения.

Хотите такую же консультацию?