Обжалование бездействия налоговых органов

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как нам правильно и куда написать жалобу на ИФНС по поводу не возврата нам излишне перечисленной суммы по авансовым платежам по налогу на прибыль за 2016 год. Камеральную проверку мы прошли и первый раз мы подавали заявление на возврат 13.11.2017 г., но 01.12.2017 г. мы получили отказ по причине имеющейся задолженности. Задолженность мы погасили и подали заявление второй раз 06.03.2018 г., но на второе заявление ни ответа, ни привета. Посоветовали подать жалобу. Мы готовы это сделать, но хотелось бы грамотно ее оформить. Заранее спасибо.

Лиза

Наш ответ

Специальных требований к форме, содержанию и способам подачи жалоб на процедурные решения, действия или бездействие должностных лиц налогового органа гл. 19 НК РФ не устанавливает. Поэтому при подаче такой жалобы следует руководствоваться общими правилами ст. 139.2 НК РФ.

Жалобу Вы можете подать (п. 1 ст. 139.2 НК РФ):

— в письменной форме;

— в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утверждаются ФНС России (п. 1 ст. 139.2 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)).

Кроме того, ст. 139.2 НК РФ предъявляет некоторые требования к содержанию жалобы. В ней должны быть указаны:

— наименование и адрес организации, подающей жалобу (пп. 1 п. 2 ст. 139.2 НК РФ);

— обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц (пп. 2 п. 2 ст. 139.2 НК РФ);

— наименование налогового органа, ненормативный акт, действия или бездействие должностных лиц которого Вы обжалуете (пп. 3 п. 2 ст. 139.2 НК РФ);

— основания, по которым Вы считаете, что ваши права нарушены (пп. 4 п. 2 ст. 139.2 НК РФ);

— Ваши требования (пп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ);

— способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пп. 6 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).

В жалобе Вы вправе отразить и иные сведения, необходимые для ее своевременного рассмотрения (п. 3 ст. 139.2 НК РФ). В частности, Вы можете указать свой ИНН, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты.

При составлении жалобы Вы также можете использовать рекомендации, приведенные в Информации ФНС России от 09.02.2011 «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган» (смотрите во вложении).

Жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим, либо его представителем (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Полномочия уполномоченного представителя необходимо документально подтвердить, приложив к жалобе соответствующую доверенность. Это следует из п. 3 ст. 29, п. 4 ст. 139.2 НК РФ.

К жалобе Вы вправе приложить обосновывающие ее документы (п. 5 ст. 139.2 НК РФ).

Решение по жалобе должно быть принято в течение 15 дней со дня ее получения (абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ).

Этот срок может быть продлен решением руководителя налогового органа (его заместителя), который рассматривает жалобу, еще на 15 дней (абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ). Причем основаниями для такого продления могут быть:

— необходимость в получении у нижестоящего налогового органа информации или документов, которые требуются для рассмотрения жалобы;

— представление лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов.

Какие же решения может принять вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу?

1. По жалобе на процедурное решение вышестоящий налоговый орган, который рассматривает жалобу, может (пп. 1, 2 п. 3 ст. 140 НК РФ):

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт налогового органа ненормативного характера

2. Вышестоящий налоговый орган, который рассматривает жалобу налогоплательщика на действия налоговиков, проводящих проверку, вправе оставить жалобу без удовлетворения или признать их действия (бездействие) незаконными и вынести решение по существу (пп. 1, 5 п. 3 ст. 140 НК РФ).

Что это означает? По нашему мнению, речь идет о том, что вышестоящий орган, в частности, вправе обязать соответствующих должностных лиц отказаться от совершения незаконных действий либо совершить необходимые действия.

Решение по результатам рассмотрения жалобы в течение трех дней с момента принятия вручается или направляется налогоплательщику (абз. 4 п. 6 ст. 140 НК РФ).

Решение о возврате налога ИФНС должна принять не позднее 10 рабочих дней с даты получения заявления или окончания камеральной проверки уточненки. А если Вам предложили пройти сверку расчетов — с даты подписания акта сверки. О принятом решении инспекция Вам сообщит (п. п. 8, 9 ст. 78 НК РФ).

Срок возврата переплаты по налогу — месяц со дня получения вашего заявления, даже если проводилась сверка. Если же переплата следует из уточненки, у инспекции на возврат есть четыре месяца, из них три — на камеральную проверку (п. 6 ст. 78 НК РФ, Письмо Минфина от 21.02.2017 N 03-04-05/9949).

Если ИФНС нарушит срок возврата переплаты, она должна заплатить вам проценты (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Хотите такую же консультацию?

Если вы не нашли ответа в разборе этой ситуации, можете задать свой вопрос на сайте и получить ответ в течении часа

Задать вопрос