Разработка сайта – юридические аспекты

Организация будет открывать новую компанию. Создают сайт. Что нужно учитывать. Разработка сайта – правовые аспекты.

Вячеслав

Наш ответ

При создании сайта организации необходимо учитывать ряд аспектов, такие как:

-Каким образом будет создаваться сайт? Будет ли предусматриваться аренда хостинга?

-Какой контент (информация) будет размещена на сайте?

-Будет ли размещаться реклама?

— Предусмотрена ли форма ввода данных пользователей сайта ( необходимо будет учитывать положения законодательства о персональных данных).

1) веб-сайт является разновидностью компьютерной программы. Как известно, под компьютерной программой понимается представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств, в целях получения определенного результата (ст. 1261 ГК РФ). По мнению некоторых юристов, поскольку команды языка разметки HTML интерпретируются специальной программой — браузером, гипертекстовый документ потенциально подпадает под вышеуказанное определение компьютерной программы;

2) веб-сайт является разновидностью базы данных. Под базой данных понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (п. 2 ст. 1260 ГК РФ)

 

3) веб-сайт является объектом особого рода sui generis, состоящим из различных видов информации. Или в ином варианте: «особой формой организации электронной информации» <2>.

 

Единый подход в судебной практике отсутствует. Таким образом, с гражданско-правовой точки зрения веб-сайт можно рассматривать в качестве результата интеллектуальной деятельности — составного, сложного произведения. При определенных условиях также возможна квалификация веб-сайта в качестве объекта смежных прав — базы данных.

Размещение сайта:

В настоящее время широкое распространение получили услуги хостинга или услуги по размещению информационного ресурса в Интернете.

Для предоставления таких услуг, как правила, заключаются договоры.

Предмет договора хостинга конкретизируется путем указания на: объем дискового пространства, предоставляемого под веб-сайт пользователя; платформу, на базе которой будет размещен сайт, именуемую иногда в специальной литературе «хостинговая среда»; предоставляемые дополнительные сервисы (например, ведение статистики посещаемости сайта, поддержка защищенных соединений и пр.).

Качество услуги хостинга нередко характеризуется следующими параметрами: пропускная способность канала (bandwidth); время реакции на запрос к серверу (response time); время доступности серверов провайдера (website availability) .

 

Ответственность за контент, размещаемый на сайте:

 

Судебная практика по вопросу ответственности провайдеров хостинга за размещение на веб-сайте материалов, нарушающих интеллектуальные права третьих лиц, находится в стадии формирования. Одним из основных прецедентов по данной тематике является решение ВАС РФ по делу «Мастерхост» <1>. В нем Суд сформулировал правовую позицию, в большинстве своем основанную на европейском опыте, в соответствии с которой провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию, если он не инициирует ее передачу, не выбирает получателя информации и не влияет на целостность передаваемой информации.

 

Судам при рассмотрении споров о привлечении к ответственности за нарушение исключительных прав хостинг-провайдеров было предписано проверять:

1) получил ли провайдер прибыль от деятельности, связанной с использованием исключительных прав других субъектов, которую осуществляли лица, пользующиеся услугами этого провайдера;

2) установлены ли ограничения объема размещаемой информации, ее доступности для неопределенного круга пользователей;

3) наличие в пользовательском соглашении обязанности пользователя по соблюдению законодательства Российской Федерации при размещении контента и безусловного права провайдера удалить незаконно размещенный контент;

4) отсутствие технологических условий (программ), способствующих нарушению исключительных прав, а также

5) наличие специальных эффективных программ, позволяющих предупредить, отследить или удалить размещенные контрафактные произведения.

ВАС РФ указал, что судам следует также оценивать действия провайдера по удалению, блокированию спорного контента или доступа нарушителя к сайту при получении извещения правообладателя о факте нарушения исключительных прав, а также в случае иной возможности узнать (в том числе из широкого обсуждения в средствах массовой информации) об использовании его интернет-ресурса с нарушением исключительных прав других лиц. При отсутствии со стороны провайдера в течение разумного срока действий по пресечению таких нарушений либо в случае его пассивного поведения, демонстративного и публичного отстранения от содержания контента суд может признать наличие вины провайдера в допущенном правонарушении и привлечь его к ответственности.

 

Регистрация доменного имени:

 

В России координатором национальных доменов верхнего уровня .ru и .РФ выступает Автономная некоммерческая организация «Координационный центр национального домена сети Интернет». Он обладает полномочиями по выработке правил регистрации доменных имен в указанных доменах верхнего уровня, аккредитации регистраторов и исследованию перспективных проектов, связанных с развитием российских доменов верхнего уровня. Фактические действия по регистрации доменных имен осуществляются аккредитованными регистраторами доменных имен в доменах .RU и .РФ, которые являются коммерческими организациями. Регистрация доменных имен носит явочный (заявительный) характер и осуществляется на основании публичного договора об оказании услуг регистрации (ст. 426 ГК РФ) , который также является и договором присоединения (ст. 428 ГК РФ). Заявительный характер регистрации доменных имен является общепринятым во всем мире и обусловлен необходимостью обеспечения оперативности регистрации и минимизации ее стоимости, что обусловлено динамичной природой отношений в Интернете.

 

Размещение рекламы:

Основным и единственным нормативным актом в данной сфере является Закон о рекламе. Субъекты Российской Федерации не вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам регулирования рекламы, в том числе в Интернете (ст. 4). Данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Учитывая специфику сети Интернет, а также признание Рунета в качестве виртуальной территории Российской Федерации, ФАС России полагает, что под рекламой, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подпадающей под действие российского законодательства, понимается реклама, размещенная на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .su, .ru и .рф, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

Признание той или иной информации рекламой влечет повышенные требования к качеству такой информации.

Среди общих законодательных требований, предъявляемых к рекламе, имеющих непосредственное отношение и к рекламе в сети Интернет, следует особо выделить следующие:

 

1) реклама должна быть достоверной и добросовестной (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

2) реклама должна соответствовать требованиям законодательства РФ о государственном языке и не должна содержать иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению ее смысла (ч. 11 и п. 1 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе).

 

3) реклама должна соответствовать требованиям этики (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).

4) реклама должна быть полной, т.е. содержать существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускать искажений смысла информации и не вводить в заблуждение потребителей рекламы (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

5) использование в рекламе товарных знаков третьих лиц должно сопровождаться их согласием.

6) стоимостные параметры рекламы должны быть выражены в рублях и лишь в качестве дополнения — в иной валюте (ч. 7.1 ст. 5 Закона о рекламе).

7) реклама должна соответствовать ограничениям, установленным в целях защиты несовершеннолетних.

8) реклама должна соответствовать требованиям, установленным к рекламе отдельных видов товаров (услуг), указанным в гл. 3 Закона о рекламе (например, лекарственных средств, медицинских услуг, БАДов, финансовых услуг, основанных на риске игр и пари).

9) при дистанционной купле-продаже товаров реклама должна содержать сведения о наименовании, месте нахождения и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица; Ф.И.О., ОГРН записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 8 Закона о рекламе).

10) при распространении посредством сети Интернет информационной продукции необходимо также учитывать положения ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которым не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Закон о защите детей), без указания знака возрастной категории данной информационной продукции.

 

11) к информации, которая может быть квалифицирована как реклама, применяются специальные положения о хранении рекламных материалов (в течение года с момента последнего распространения таких материалов — ст. 12 Закона о рекламе), а также о сроке действия рекламы, признаваемой офертой, — в течение двух месяцев, если в ней не указан иной срок (ст. 11 Закона о рекламе.

 

Обработка персональных данных:

Одним из главных требований, предъявляемых к обработке персональных данных, является наличие законного основания для их обработки. Исчерпывающий перечень таких оснований предусмотрен в ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. К ним относятся:

1) наличие согласия субъекта персональных данных на такую обработку;

2) необходимость такой обработки персональных данных для достижения целей, предусмотренных Законом, а также для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

3) необходимость такой обработки персональных данных для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в порядке исполнительного производства;

4) необходимость такой обработки персональных данных для исполнения полномочий государственных и муниципальных органов на едином портале государственных и муниципальных услуг;

5) необходимость такой обработки персональных данных для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

6) необходимость такой обработки персональных данных для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) необходимость такой обработки персональных данных для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

8) необходимость такой обработки персональных данных для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в ст. 15 Закона о персональных данных, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

10) общедоступный характер персональных данных вследствие предоставления доступа к ним неограниченному кругу лиц субъектом персональных данных либо по его просьбе иным лицом;

11) осуществление обработки персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с законом.

В сфере электронной коммерции наибольшую актуальность представляют основания, указанные в п. п. 1, 5 и 10. Рассмотрим их подробнее.

Важно подчеркнуть, что отсутствие возражений субъекта персональных данных на производящуюся оператором обработку его персональных данных не является согласием, так как не носит конкретного характера.

 

Получение согласия на обработку персональных данных может быть получено посредством проставления «галочки» пользователем в соответствующей веб-форме. Однако в случае обработки биометрических и специальных категорий персональных данных, а также при передаче на территорию государства, не обеспечивающего адекватную защиту персональных данных, согласие должно быть оформлено в письменной форме. Список стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, опубликован на Портале персональных данных.

Обращаем внимание, что интернет-магазины, осуществляющие обработку персональных данных покупателей, обязаны разместить на своем сайте документ, определяющий политику оператора в отношении обработки персональных данных, а также обеспечить локализацию персональных данных российских пользователей на территории Российской Федерации.

{<Информация> Роскомнадзора <О получении согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах> {КонсультантПлюс}}

Законодательством может быть предусмотрена обязанность и требования к сайту в зависимости от информации, размещаемой на нем.

Например, создание версии для слабовидящих.

Хотите такую же консультацию?