Законодательная база Российской Федерации, касающаяся предпринимательской деятельности, четко оговаривает необходимость надлежащего ведения бухгалтерского и налогового учета. Однако на практике не всегда это делается в соответствии с требованиями законодательства.
Цель приведения документации в порядок – не только самоочевидное восстановление соответствия законодательству. Предпринимателя могут побудить на эту сложную процедуру следующие факторы:
Зачем восстанавливать?
- перспектива серьезной налоговой проверки;
- возможность избежать ареста расчетных счетов организации в банке;
- ожидание аудиторов;
- создание бухучета «с нуля» под новый стиль управления или новое руководство.
Если проверкой будут установлены нарушения в ведении учета, то есть в случаях, приведенных выше, он не будет своевременно и в нужном объеме восстановлен, участь предпринимателя не назовешь завидной:
Что грозит?
- Неправильный бухучет автоматически связан с проблемами с ИНФС: ведь ошибки или отсутствие «первички» неминуемо повлечет за собой неверную уплату налогов или даже уклонение. А налоговый кодекс строг к таким нарушениям: возможна административная и даже уголовная ответственность. За несвоевременное предоставление данных в налоговую или серьезных неточностей в поданной документации закон предусматривает:
- штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб.;
- или штраф в размере доходов за трехлетний период;
- принудительные работы до 5 лет;
- запрет на занятие тех или иных должностей до 3 лет;
- ограничение или лишение свободы до 6 лет;
- возможен арест банковских счетов и имущества фирмы.
- Плохой учет, как и любая работа плохого качества, отрицательно сказывается на эффективности организации и ее имидже, а значит, и на партнерских отношениях.
- Предприниматель, не имеющий системного представления о финансовой стороне деятельности своего бизнеса, утрачивает контроль не только над денежной динамикой, но и над поставками, реализацией продукции, другими активами.
- В случае кражи доказать что либо в судебном порядке будет нельзя, так как имущественные права не будут подкреплены документально.
- Раз попав в поле зрения проверяющих органов, проштрафившаяся фирма останется объектом пристального внимания долгое время.
Каким может быть восстановление
- Время, оставшееся до события, которое подвигло предпринимателя на учет (проверка, аудит, собственные цели), позволяет выделить:
- плановое восстановление;
- срочное;
- экстренное.
- Степень поврежденности исходной базы бухучета делит восстановление на:
- полное;
- частичное.
- Какими силами предприниматель собирается производить эту процедуру? восстановление может быть:
- внутренним (самостоятельным);
- с помощью обновления персонала;
- внешним (делается на заказ специальными организациями).
Поэтапный алгоритм восстановления бухучета
- 1 этап: предварительный аудит. Прежде чем приступать, нужно изучить поле деятельности. Проводится «диагностика» текущего состояния документов путем комплексного анализа ведущейся (или не ведущейся) деятельности по бухгалтерскому и налоговому учету на фирме. Результатом этого этапа станет перечень ошибок, нуждающихся в исправлении.
- 2 этап: определение объема необходимых работ. Ставятся конкретные задачи и распределяются по времени, отведенному на восстановление. Если для проведения процедуры приглашена другая организация, согласовываются оргвопросы, касающиеся порядка и места работы с документацией.
- 3 этап: составление плана. Конкретное планирование необходимых действий с указанием конечных этапов. Лучше, если это сделано максимально подробно. Для сторонних организаций этот этап будет называться «составление техзадания».
- 4 этап: реконструкция. Создание заново или корректировка первичной документации, а на их основе создание актуальных регистров бухгалтерского учета. Важно, чтобы восстанавливаемый период корректно «стыковался» с предшествующим и последующим.
- 5 этап: формирование новой отчетности. Воссозданную документацию нужно сверить с партнерами, поскольку остатки на счетах и некоторые другие данные должны полностью совпадать. После этого можно формировать корректные отчеты, которые можно без опасений предъявлять в налоговую.
- 6 этап: профилактика и рекомендации. Выявленные нарушения станут основой для формирования будущей стратегии бухучета: важно не допустить такой ситуации в будущем, научившись на собственных ошибках. Внутреннее восстановление позволит сделать выводы из сложившейся ситуации, а сторонняя организация в обязательном порядке даст комплекс практических советов и конкретных пропозиций.
Помощь профессионалов в восстановлении бухгалтерии
Почему это необходимо?
Можно попытаться восстановить поврежденный бухгалтерский учет силами собственного персонала. Есть путь, который предусматривает обновление бухгалтерского персонала с тем, чтобы новый сотрудник исправил ситуацию, созданную предшественником.
Самый быстрый и эффективный способ восстановить бухучет – обратиться к профессионалам.
Мы быстро оценим объем работ, легко восстановим нужную первичную документацию и на ее основе создадим необходимые бухгалтерские регистры.
Cтоимость таких услуг зависит от величины самой фирмы, объема нужных работ, количества документов, подлежащих восстановлению. Вариации возможны также в зависимости от используемой в организации системы налогообложения. Естественно, на сумму окажет влияние и необходимая срочность.
В конечном итоге восстановление бухгалтерского учета в любом случае обойдется компании дешевле, чем существование с разрушенной системой учета и ответственность перед законодательством.