Порядок проведения выездной проверки ПФР
Порядок проведения выездных проверок ПФР
АнастасияНаш ответ
Критерии отбора фирм для проверок содержатся в Письме Пенсионного фонда РФ от 21.12.2010 N ТМ-30-24/13848 и Фонда социального страхования РФ от 21.12.2010 N 02-03-08/13-2872.
Органы ПФР вправе проводить камеральные и выездные проверки за периоды до 01.01.2017, а также проверки сведений персонифицированного учета. Особенности проведения проверок изложены в обосновании.
С 01.01.2017 администрирование страховых взносов возложено на налоговые органы. Однако контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ
Законом N 212-ФЗ было предусмотрено проведение в отношении плательщиков страховых взносов камеральных и выездных проверок. Их целью является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов (ч. 1 — 2 ст. 33, ст. ст. 34 — 35 Закона N 212-ФЗ).
Законодательство не предусматривает обязанности контролирующих органов заблаговременно письменно сообщать о проведении выездной проверки, а также обязанности по публикации плана выездных проверок.
Вместе с тем выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Положения Закона N 212-ФЗ не предусматривают обязанности контролирующих органов заблаговременно вручать (направлять) решение о проведении выездной проверки плательщику страховых взносов, но предписывают должностным лицам этих органов, непосредственно проводящим проверку, предъявлять одновременно со служебными удостоверениями решение о проведении выездной проверки в целях доступа на территорию или в помещение плательщика страховых взносов (ч. 1 ст. 36 Закона N 212-ФЗ).
В п. 3.7 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р, указано, что одновременно с ознакомлением плательщика страховых взносов с решением о проведении выездной проверки должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную проверку, плательщику страховых взносов, подписавшему указанное решение, вручается требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки.
Таким образом, плательщик страховых взносов должен подготовить и представить необходимые для выездной проверки документы органу, проводящему эту проверку, в течение 10 рабочих дней с момента получения требования о представлении этих документов.
По телефону требовать документы ПФР не в вправе.
В 2018 г. ПФР вправе проводить выездные проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, то есть за 2015 — 2016 гг. Также в рамках выездной проверки может проводиться проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц (ч. 6 — 7, 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, Письмо ПФР от 16.12.2009 N КА-25-25/12669).
При проведении выездных проверок органы ПФР руководствуются Методическими рекомендациями по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденными Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р (далее — Методические рекомендации N 34р), Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденными Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п (далее — Методические рекомендации N 11п).
Включение плательщиков взносов в план выездных проверок осуществляется с учетом критериев, установленных в п. 2.1 Методических рекомендаций N 34р.
Плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов (ч. 21 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Необходимые документы могут быть истребованы (ч. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Перечень документов, подлежащих истребованию у плательщика, приведен в п. 7.4 Методических рекомендаций N 34р.
Проверка индивидуальных сведений может проводиться при оценке пенсионных прав застрахованных лиц. Примерный перечень документов, которые могут быть истребованы, приведен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям N 11п (п. п. 6 — 7 Методических рекомендаций N 11п).
ПФР и ФСС РФ отбирают плательщиков страховых взносов по следующим критериям (основаниям):
1) наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 года в территориальные органы ПФР и ФСС РФ;
2) наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС РФ;
3) несвоевременное представление индивидуальных сведений;
4) наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
5) применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
6) выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в т.ч. при непредставлении плательщиком пояснений);
7) наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
8) отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);
9) уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
10) неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
11) периодичность проведения проверок плательщика — не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
12) наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
В плане-графике рекомендуется отражать:
— наименование плательщика страховых взносов;
— регистрационный номер плательщика страховых взносов в территориальных органах ПФР и ФСС РФ;
— идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН);
— код причины постановки на учет (далее — КПП);
— месяц начала проверки;
— проверяемый период;
— основания (критерии) для включения плательщика в план-график (по номерам критериев из приложения к плану-графику) с учетом среднесписочной численности работников, количества застрахованных лиц за 9 месяцев 2010 года;
— ответственное подразделение территориального органа ПФР и ФСС РФ за проведение выездной проверки.
Комплект документов, подлежащих
истребованию у плательщика страховых взносов для проведения
выездной проверки
7.4.1. Учредительные документы:
— устав и (или) учредительный договор, положение.
7.4.2. Приказы об учетной политике.
7.4.3. Разрешительные документы:
— лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.
7.4.4. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период.
7.4.5. Бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения.
7.4.6. Синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период:
— главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр.
7.4.7. Аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам:
— 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
— 50 «Касса»;
— 51 «Расчетные счета»;
— 55 «Специальные счета в банках»;
— 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
— 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
— 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;
— 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов осуществлялись выплаты, произведенные в натуральной форме, то в ходе выездной проверки необходимо проанализировать следующие счета бухгалтерского учета:
— 41 «Товары»;
— 10 «Материалы»;
— 43 «Готовая продукция»;
— 45 «Товары отгруженные».
Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов производилась безвозмездная передача материальных ценностей, то в ходе выездной проверки необходимо проанализировать регистры бухгалтерского учета по счету 91 «Прочие доходы и расходы».
7.4.8. Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов (рекомендуемая форма приложена к письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 26.01.2010 N АД-30-24/691 и Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.01.2010 N 02-03-08-56П).
7.4.9. Организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам:
— приказы (в том числе об учетной политике, действующей в проверяемые периоды);
— коллективные договоры;
— трудовые договоры;
— договоры гражданско-правового характера;
— соглашения, заключенные с физическими лицами;
— контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.
7.4.10. Банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы).
7.4.11. Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы) в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться: ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц.
В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).