Учет расходов на вывоз мусора

Добрый день.
Кампания решила выбросить часть мебели, а именно письменные деревянные столы. Управляющая компания вывезла столы и предоставила документы от сторонней кампании на вывоз мусора.

Как отобразить в бухгалтерском и налоговом учете данный расход и какие могут быть последствия?

Таня

Наш ответ

Бухгалтерский учет

Расходы по вывозу мусора, образовавшегося в процессе деятельности организации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности в размере договорной стоимости (без учета НДС) (п. п. 5, 6, 6.1 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Данные расходы признаются на дату выполнения условий, установленных п. 16 ПБУ 10/99, в данном случае на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Первичный документ

Отражены расходы по вывозу мусора

(8260 — 1260)

20

(26

и др.)

60

Акт приемки-сдачи оказанных услуг

Отражен НДС, предъявленный

исполнителем

19

60

Счет-фактура

Принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем

68

19

Счет-фактура

Произведена оплата оказанных услуг

60

51

Выписка банка по расчетному счету

Налог на прибыль организаций

Расходы на вывоз мусора (отходов) в гл. 25 НК РФ прямо не предусмотрены. При этом в общем случае расходами признаются затраты при условии соответствия их критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. если они обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В данном случае расходы на вывоз отходов соответствуют вышеприведенным условиям: данные расходы возникают в связи с ведением деятельности организацией и подтверждены счетом на имя организации, актом приемки-сдачи оказанных услуг.

В связи с этим указанные расходы могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы признаются в порядке, установленном пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, в данном случае — на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.

История одного дела

Рассмотрим конкретный судебный спор, в котором арбитры согласились с доводами налогового органа и признали получение предприятием необоснованной налоговой выгоды (Постановление АС СЗО от 18.09.2014 по делу N А66-4423/2013).

Предприятие в целях налогообложения прибыли учло расходы, понесенные им в связи с выполнением сторонней организацией работ по расчистке территории и вывозу строительного мусора. По названным работам оно также приняло к вычету «входной» НДС.

Налоговый орган в ходе процедур налогового контроля отказал в признании расходов по данному эпизоду и в вычете НДС, поскольку представленные предприятием документы не подтверждают реальности хозяйственных операций.

Претензия налоговиков заключалась в следующем: акты выполненных работ, представленные предприятием, не содержали перечня объемов работ, количества транспортных средств и строительных механизмов, использованных при расчистке территории, загрузке строительного мусора в транспортное средство и его вывозе на полигон. В актах выполненных работ отсутствуют сметная (договорная) стоимость работ, единицы измерения. В качестве доказательств невозможности реального осуществления налогоплательщиком спорных операций налоговые органы привели следующие факты:

— предприятие не представило договор, заключенный им с организацией, осуществляющей расчистку и вывоз мусора;

— согласно почерковедческой экспертизе, проведенной по инициативе налогового органа, подпись должностного лица, стоящая в актах выполненных работ, поддельная;

— МУП, которому принадлежит свалка, являющаяся единственным местом вывоза строительного мусора, не имело договорных отношений с указанной организацией. Договор был заключен непосредственно с налогоплательщиком. Таким образом, сторонняя организация, эксплуатирующая место сбора мусора, не подтвердила факт выполнения спорных работ.

На основании имеющихся доказательств суд поддержал налоговый орган и признал, что представленные предприятием документы для подтверждения права на вычет НДС и уменьшения налогооблагаемой базы носят недостоверный характер и не подтверждают реальность хозяйственных операций.

Счет-договор как способ заключения договора

В качестве письменного предложения заключить договор (оферты) выступает выставленный счет на оплату товара (работу, услугу), в котором указаны все существенные условия договора. А действием, свидетельствующим о принятии данного предложения (акцептом, то есть заключением договора), является оплата данного счета организацией. Такой порядок основан на положениях п. п. 1 и 3 ст. 434 и ст. 435 ГК РФ.

Пример. Счет-договор при поставке товара

Для договора поставки существенным являются условия:

о наименовании и количестве товара (ст. 455 ГК РФ);

о сроках поставки товара (ст. 506 ГК РФ).

Если поставщик направит счет-договор покупателю, то договор будет считаться заключенным в момент, когда наступит хотя бы одно из следующих событий (п. 1 ст. 433 ГК РФ):

покупатель перечислит денежные средства по указанным в счете реквизитам, если иное не указано в счете-договоре (п. 3 ст. 438 ГК РФ);

поставщик получит подписанный покупателем счет-договор;

поставщик получит от покупателя письмо, в котором тот подтвердит свое полное согласие со всеми условиями счета-договора (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Такие способы заключения договора могут применяться, если закон не устанавливает специальных требований применительно к соответствующему виду договора (п. 4 ст. 434 ГК РФ).

Таким образом, законодательство не ограничивает возможности сторон вступить в гражданско-правовые отношения посредством направления одной из них в адрес другой счета-договора и его оплаты второй стороной, если законом или соглашением сторон не установлены специальные требования применительно к соответствующему виду договора (п. 4 ст. 434 ГК РФ).

Хотите такую же консультацию?

Если вы не нашли ответа в разборе этой ситуации, можете задать свой вопрос на сайте и получить ответ в течении часа

Задать вопрос