Учет расходов на вывоз мусора

Добрый день.
Кампания решила выбросить часть мебели, а именно письменные деревянные столы. Управляющая компания вывезла столы и предоставила документы от сторонней кампании на вывоз мусора.
Как отобразить в бухгалтерском и налоговом учете данный расход и какие могут быть последствия?
ТаняНаш ответ
Бухгалтерский учет
Расходы по вывозу мусора, образовавшегося в процессе деятельности организации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности в размере договорной стоимости (без учета НДС) (п. п. 5, 6, 6.1 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Данные расходы признаются на дату выполнения условий, установленных п. 16 ПБУ 10/99, в данном случае на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Первичный документ |
Отражены расходы по вывозу мусора (8260 — 1260) |
20 (26 и др.) |
60 |
Акт приемки-сдачи оказанных услуг |
Отражен НДС, предъявленный исполнителем |
19 |
60 |
Счет-фактура |
Принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем |
68 |
19 |
Счет-фактура |
Произведена оплата оказанных услуг |
60 |
51 |
Выписка банка по расчетному счету |
Налог на прибыль организаций
Расходы на вывоз мусора (отходов) в гл. 25 НК РФ прямо не предусмотрены. При этом в общем случае расходами признаются затраты при условии соответствия их критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. если они обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В данном случае расходы на вывоз отходов соответствуют вышеприведенным условиям: данные расходы возникают в связи с ведением деятельности организацией и подтверждены счетом на имя организации, актом приемки-сдачи оказанных услуг.
В связи с этим указанные расходы могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы признаются в порядке, установленном пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, в данном случае — на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.
История одного дела
Рассмотрим конкретный судебный спор, в котором арбитры согласились с доводами налогового органа и признали получение предприятием необоснованной налоговой выгоды (Постановление АС СЗО от 18.09.2014 по делу N А66-4423/2013).
Предприятие в целях налогообложения прибыли учло расходы, понесенные им в связи с выполнением сторонней организацией работ по расчистке территории и вывозу строительного мусора. По названным работам оно также приняло к вычету «входной» НДС.
Налоговый орган в ходе процедур налогового контроля отказал в признании расходов по данному эпизоду и в вычете НДС, поскольку представленные предприятием документы не подтверждают реальности хозяйственных операций.
Претензия налоговиков заключалась в следующем: акты выполненных работ, представленные предприятием, не содержали перечня объемов работ, количества транспортных средств и строительных механизмов, использованных при расчистке территории, загрузке строительного мусора в транспортное средство и его вывозе на полигон. В актах выполненных работ отсутствуют сметная (договорная) стоимость работ, единицы измерения. В качестве доказательств невозможности реального осуществления налогоплательщиком спорных операций налоговые органы привели следующие факты:
— предприятие не представило договор, заключенный им с организацией, осуществляющей расчистку и вывоз мусора;
— согласно почерковедческой экспертизе, проведенной по инициативе налогового органа, подпись должностного лица, стоящая в актах выполненных работ, поддельная;
— МУП, которому принадлежит свалка, являющаяся единственным местом вывоза строительного мусора, не имело договорных отношений с указанной организацией. Договор был заключен непосредственно с налогоплательщиком. Таким образом, сторонняя организация, эксплуатирующая место сбора мусора, не подтвердила факт выполнения спорных работ.
На основании имеющихся доказательств суд поддержал налоговый орган и признал, что представленные предприятием документы для подтверждения права на вычет НДС и уменьшения налогооблагаемой базы носят недостоверный характер и не подтверждают реальность хозяйственных операций.
Счет-договор как способ заключения договора
В качестве письменного предложения заключить договор (оферты) выступает выставленный счет на оплату товара (работу, услугу), в котором указаны все существенные условия договора. А действием, свидетельствующим о принятии данного предложения (акцептом, то есть заключением договора), является оплата данного счета организацией. Такой порядок основан на положениях п. п. 1 и 3 ст. 434 и ст. 435 ГК РФ.
Пример. Счет-договор при поставке товара
Для договора поставки существенным являются условия:
о наименовании и количестве товара (ст. 455 ГК РФ);
о сроках поставки товара (ст. 506 ГК РФ).
Если поставщик направит счет-договор покупателю, то договор будет считаться заключенным в момент, когда наступит хотя бы одно из следующих событий (п. 1 ст. 433 ГК РФ):
покупатель перечислит денежные средства по указанным в счете реквизитам, если иное не указано в счете-договоре (п. 3 ст. 438 ГК РФ);
поставщик получит подписанный покупателем счет-договор;
поставщик получит от покупателя письмо, в котором тот подтвердит свое полное согласие со всеми условиями счета-договора (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Такие способы заключения договора могут применяться, если закон не устанавливает специальных требований применительно к соответствующему виду договора (п. 4 ст. 434 ГК РФ).
Таким образом, законодательство не ограничивает возможности сторон вступить в гражданско-правовые отношения посредством направления одной из них в адрес другой счета-договора и его оплаты второй стороной, если законом или соглашением сторон не установлены специальные требования применительно к соответствующему виду договора (п. 4 ст. 434 ГК РФ).