Правовое понятие присяга
Современное состояние правового понятия «присяга».
Правовая природа присяги (в частности, судейской).
Связана ли присяга с совестью?
Публикации, комментарии законодательства, примеры из практики употребления «присяги» в качестве правового понятия.
АнастасияНаш ответ
Общего понятия присяги в законодательстве РФ не установлено.
Обычно под присягой мы понимаем церемониальную клятва при поступлении на воинскую или иную службу, получении определенного статуса (как гражданство), вступлении в должность, в члены организации или клуба. Часто имеет законодательную основу — в этом случае, принявший присягу человек может нести ответственность по закону за её невыполнение. Так, принимает присягу перед вступлением в должность президент, военнослужащие принимают военную присягу. Принимают присягу свидетели в суде (в некоторых странах, положив руку на Библию). Принятие присяги часто происходит в торжественной обстановке. Церемония принятия присяги и зачитываемый текст обычно регламентированы.
Судебной практики, проясняющей правовое значение присяги, не найдено .
-Как следует из текста присяги, категории «честно» и «добросовестно» имеют морально-нравственный характер, так же как и «подчиняясь… никому более».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть«.
Из текста видно, что, помимо обязательства исполнять свои обязанности «честно и добросовестно», судья клянется «быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть».
{Статья: Правовое регулирование конфликта интересов на государственной службе посредством этических норм (Ильяков А.Д.) («Современное право», 2016, N 10) {КонсультантПлюс}}
-Как бы то ни было, для того чтобы облегчить судье решение проблемы выбора: поступить по совести или по закону, судейскому корпусу необходимы формально провозглашенные нравственные — фундаментально определяющие — начала эксклюзивной, именно судейской жизнедеятельности.
В идеале таким ориентиром должна служить присяга судьи. Но редакция ныне действующей присяги судьи (закрепленная в п. 1 ст. 8 Закона о статусе судей), провозглашающая: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть», несмотря на несомненную чеканность формулировки, таким ориентиром служить, в том числе в силу обозначенных выше причин, не может. Недаром ни в одном нормативном акте не предусмотрена ответственность судьи за нарушение принесенной им присяги; недаром самый важный для судей корпоративный акт — Кодекс судейской этики — ни в какой своей части даже не упоминает присягу судьи, соответственно, не предусматривает даже этическую ответственность за нарушение этой присяги.
На этом фоне (в сравнении) существенно более содержательным, более нормативно и этически насыщенным был текст присяги судьи суда Союза ССР, утвержденной Постановлением Верховного Совета СССР от 2 ноября 1989 г. (во исполнение требования п. 1 ст. 11 Закона СССР «О статусе судей в СССР» от 4 августа 1989 г. <7>), провозглашавшая: «Я, (Ф.И.О), принимая на себя обязанности судьи (народного заседателя), торжественно клянусь: осуществлять правосудие в строгом соответствии с законом, по своему внутреннему убеждению и совести, независимо от чьего бы то ни было влияния, обеспечивая всем гражданам и организациям равные условия при защите их прав и законных интересов; с высокой гражданской ответственностью выполнять возложенные на меня обязанности, быть всегда справедливым и гуманным, принципиальным и беспристрастным; все свои знания, способности и опыт использовать для укрепления социалистического правового государства, законности и правопорядка, воспитания граждан в духе уважения к советским законам; везде и всегда хранить чистоту высокого звания судьи, быть верным присяге». Здесь было за нарушение чего — конкретно — наказывать.
{Статья: Судья: прежде всего человек, а потом функция? Или наоборот? (Клеандров М.И.) («Российский судья», 2011, N 7) {КонсультантПлюс}}
-Присяга Президента Российской Федерации — едва ли не один из самых слабо изученных вопросов в рамках отечественного института президентства. О президентской присяге сегодня принято говорить преимущественно в контексте исчисления срока президентства конкретного лица. Между тем в присяге заключен гораздо более глубокий конституционно-правовой смысл, который уже долгое время остается без внимания. Восполнению этого пробела и посвящена настоящая статья, в которой на основе анализа нормативных актов и некоторых других материалов делается попытка исследовать юридический потенциал присяги Президента.
{Статья: О конституционно-правовом смысле присяги Президента Российской Федерации (Кукушкин Е.В., Зуйков А.В.) («Конституционное и муниципальное право», 2009, N 22) {КонсультантПлюс}}
В современных российских условиях институт судейской присяги представляет особый интерес применительно к судьям Конституционного Суда РФ.
Присяга судьи КС РФ специфична в том, что ее принятие возлагает на судью обязательство честно и добросовестно исполнять свои обязанности, «подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более». Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов согласно ст. 8 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», принося присягу, торжественно клянутся честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастными и справедливыми, как велят им долг судьи и их совесть.
{Статья: Институт присяги судьи Конституционного Суда РФ: истоки, особенности, значение (Арановский К.В., Князев С.Д.) («Журнал российского права», 2011, N 10) {КонсультантПлюс}}